События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.
Особую роль в воспитании гражданина и патриота играют военно-исторические музеи. Изучение истории страны, города, войскового соединения - это средство воспитания молодежи в духе любви к Родине, к её героям, к её традициям и обычаям.
Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания школьников, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обновление его содержания в современных условиях, основных направлений в этой деятельности в этой деятельности органов государственной власти, органов исполнительной власти города, педагогического коллектива школы, общественных объединений.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ
Цели:
1. Формирование патриотического воспитания учащихся;
2. Вовлечение учащихся в общественную деятельность школы.
3.Всестороннее развитие способностей детей средствами музейной педагогики;
4.Музей является базой для проектно-творческой и поисково-исследовательской деятельности учащихся.
5. Пополнение музейных фондов.
Задачи:
1. Изучение истории боевого пути ветеранов разведки и подвига советского
народа в годы Великой Отечественной войны;
2. Организация встреч учащихся с ветеранами с целью формирования у них патриотизма и интереса к отечественной истории;
3. Содействие развитию коммуникативных навыков учащихся как со сверстниками, так и с людьми старшего поколения;
4. Расширение кругозора учащихся, воспитание познавательных интересов;
5. Овладение практическими навыками исследовательской деятельности.
Пояснительная записка
Цель деятельности: Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.
Задачи:
· Способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности.
· Воспитание уважения к Подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла.
· Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на конференциях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами.
· Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
· Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.
· Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.
2.Практическая часть
Школьный музей - это не только музейные экспозиции, выставки, экскурсии, но и разнообразные формы работы: поиск и сбор материалов, встречи с ветеранами, запись воспоминаний, организация праздников, творческая и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, военно-спортивных, туристических и других массовых мероприятиях.
Музейные экспонаты, зал музея активно используется для проведения уроков, в работе кружков, факультативов, общешкольных и городских мероприятий.
Время неумолимо отдаляет от нас годы войны, всё меньше приходит к нам ветеранов, спасших мир от фашизма. Память - это не только свойство человеческого сознания, его способность сохранять следы минувшего, но и связующая нить между прошлым и будущим.
Методы военно-патриотического воспитания:
Формы и методы работы:
1. Лекции, беседы.
2. Практические занятия: посещение музеев города, прослушивание экскурсий, проводимых профессиональными экскурсоводами; проведение экскурсий в школьном музее; подготовка докладов, выступлений, презентаций; проведение анкетирования, опросов, обработка результатов, оформление отчетов;
3. Научно-исследовательская деятельность: работа в библиотеках, архиве, подбор материала, необходимого для проведения экскурсий, оформления экспозиций музея.
4. Работа в локальной сети «Интернет», с электронными пособиями, энциклопедиями, учебниками.
Одно из условий успешной организации и деятельности школьного музея - преемственность в работе его актива. Она обеспечивается тем, что в его состав включаются учащиеся различных возрастных групп. Ученики сообща, совместно участвуют в выполнении различных заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подготовке и проведению экскурсий. После того как старшие ребята оканчивают школу, им на смену приходит их младшая смена - к этому времени они уже имеют достаточную подготовку, обладают необходимой информацией, опытом.
Преемственность, естественно, должна пронизывать, затрагивать и среду различных связей и взаимодействий актива школьного музея с другими ученическими организациями школы, учреждениями и организациями города.
Каждый учащийся, причастный к организации школьного музея, должен систематически расширять свои знания по основам наук, связанным с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладевать навыками исследовательской и музейной работы. Такую подготовку активапедагог-консультант тщательно планирует совместно с учениками, советом музея.
Учеба музейного актива может проходить непосредственно в школе, во внешкольных учреждениях, а также при государственных музеях. В качестве руководителей выступают педагоги, сотрудники музеев и архивов, местные краеведы.
В проведении занятий могут принимать участие учителя истории, старший вожатый, сотрудники городского музея. На занятиях заслушиваются сообщения учеников о выполнении поисковых заданий, проводится обмен мнениями, организуются индивидуальные и групповые консультации. Занятия предполагают лекционную, экскурсионную, научно-поисковую форму деятельности учащихся и педагогов; занятия имеют практическую направленность – составление презентаций, проведение экскурсий в музее, подготовку и проведение виртуальной экскурсии по музею и улицам города.
Программа и организация занятий позволяет провести хорошую первоначальную подготовку юного музееведа «широкого профиля» и вместе с тем создать прочную основу для дальнейшей специализации различных групп музейного актива: экскурсоводов, хранителей фондов, оформителей .
Фондовая работа
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
1 |
Работа с музейной документацией: - оформление книги первичного учета; - правильное оформление инвентарной книги |
в течение года |
2 |
Составление справочной картотеки музея |
в течение года |
3 |
Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы |
в течение года |
4 |
Работы по развитию экспозиции музея: - оформление стендов - выставки книг и творческих достижений учащихся |
в течение года |
5 |
Пополнение коллекций музея новыми экспонатами |
в течение года |
Организационно-методическая работа
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
1 |
Организация работы Совета музея, организация референдума «Имя школы». |
сентябрь |
2 |
Организация работы творческой группы экскурсоводов музея. Организация работы по уходу за памятниками и мемориалами; |
сентябрь - май |
3 |
Организация работы с Советом ветеранов, уточнение списка членов, обсуждение плана работы |
сентябрь-октябрь |
4 |
Утверждение и корректировка плана музея на год. |
сентябрь |
5 |
Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею |
сентябрь-октябрь |
6 |
Подготовка к научно-исследовательской деятельности и разработка тем: "Вклад моей семьи в летопись Великой Отечественной войны", "Великая Отечественная война в произведениях искусства", "История военной техники времен Великой Отечественной войны", "Оборона Москвы", "Награды Великой Отечественной войны", "Учителя - участники Великой Отечественной войны", Уроки в музее (6–9-е классы): «Защитник Родины. Каким ему быть?». «Что значит быть гражданином своей страны?» Военно-спортивные игры: «А ну-ка, парни!» (9–11-е классы); «А ну-ка, мальчишки!» (7–8-е классы); «Вперед, мальчишки!» (5–6-е классы) Акция (1–11-е классы): «Память» (семейный альбом); «Подарок ветерану»; Классные часы: 1–4-е классы: • «Дети военной поры»; • «Первая победа в Великой Отечественной войне»; • «О подвигах, доблести, о славе»; • «Поклонимся Великим тем годам». 5–8-е классы: • «Помни имя свое!»; • «Русский характер»; • «Наш край в годы войны»; • «Есть слово такое – выстоять!»; • «Россия – наш дом». 9–11-е классы: • «Они сражались за Родину!»; • «Героические подвиги наших земляков»; • «Он тогда не вернулся из боя»; • «Полководцы Великой Отечественной войны» |
в течение года |
7 |
Организация по созданию клуба "Любителей истории" (с использованием компьютерной графики, презентаций, слайдов) |
в течение года |
8 |
Разработка плана мероприятий, посвященных Дням Воинской Славы: 9 мая - День Победы, 5 декабря - Битва под Москвой, Круглый стол Совета музея - «Отчет по собранному материалу «Имя школы». Дни памяти блокадного Ленинграда, 2 февраля - Сталинградская битва, день вывода советских войск из Афганистана, 23 февраля - день Защитника Отечества, "Дети войны", "Как это было". Отчетная конференция «Имя школы» |
май декабрь
декабрь январь февраль февраль февраль апрель апрель апрель |
9 |
Организация работы музея по подготовке и участию в смотре-конкурсе школьных музеев |
сентябрь - апрель |
10 |
Организация работы по дополнению экспозиций музея |
сентябрь - май |
11 |
Организация и планирование работы с фондами музея, переписка с ветеранами Великой Отечественной войны |
сентябрь, в течение года |
12 |
Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей (для учащихся начальной и средней школы) |
сентябрь |
13 |
Планирование работы по укреплению материально-технической базы музея |
сентябрь - май |
14 |
Подведение итогов, награждение лучших учащихся школы, принявших активное участие в работе музея по военно-историческому направлению |
май |
15 |
Разработка и составление плана работы музея на следующий год |
май |
Работа с ветеранами
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки выполнения |
1 |
Организация встречи с ветеранами, посвященной "Дню знаний" |
сентябрь |
2 |
Уроки Мужества. Встречи с ветеранами, круглый стол посвященные Дням Воинской Славы: - Битва под Москвой; - День защитника Отечества; - День Победы |
декабрь февраль май |
3 |
Организация праздничного стола и поздравления ветеранов |
в течение года |
4 |
Праздничный концерт, посвященный Дню Победы для ветеранов, организованный силами учащихся школы |
май |
5 |
Пополнение видеотеки музея новыми материалами, создание фильма о ветеранах и оформление фотоальбома |
в течение года |
6 |
Акция "Сделай посильное добро ветерану войны" |
в течение года (итоги - май) |
Экскурсионная работа
№ п/п |
Мероприятие |
Сроки выполнения |
1 |
Обзорные и тематические экскурсии по музею: "Наш музей «Ветераны разведки», "900 ужасных блокадных дней и ночей", "Не отдали Москву", "Как это было", "Этот день мы приближали, как могли", "С чего начинается Родина", "Дети войны" |
в течение года |
2 |
Час общения специфика музея «Ветераны разведки». Коллекция. Стенд. Витрина (ознакомительная экскурсия) |
ноябрь, март |
3 |
Проведение конкурса детского рисунка на тему: "Дети рисуют войну" |
апрель |
4 |
Организация и проведение конкурса чтецов "Стихи о войне" |
апрель, май |
5 |
Проведение конкурса газет и плакатов, посвященного дням памяти блокадного Ленинграда |
январь |
6 |
Проведение конкурса военной инсценированной песни среди учащихся 1-11 классов, посвященных дню Защитника Отечества |
февраль |
Примерная программа занятий актива– 18 ч.
Тема 1. Вводное занятие. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы – 1 ч.
Знакомство со школьным музеем «Ветераны разведки»: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др.
Тема 2. Свидетели истории (1 ч).
Газеты, журналы, книги - важные источники сведений о родном городе, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории»
Тема 3. Ваши помощники в поисковой работе (2 ч)
Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея : книги и брошюры, в которых рассказывается, о Великой Отечественной войне: фотографии, стенгазеты и боевые листки; воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей войны; вещественные памятники (символы, атрибуты и т. д.).
Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в поисковой работе: учителя, старшие вожатые, библиотекари, работники государственных музеев и архивов.
Тема 4. Как работать с газетами, журналами, книгами (2 ч)
Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.
Тема 5. Как записывать воспоминания. (2ч.)
Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.
Тема 6. Учет и хранение собранных документов и вещей (2 ч)
Книга учета (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы. Посещение архива.
Тема 7. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее (2 ч)
Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов и т. д.).
Тема 8. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию.(7 ч).
Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном и других музеях г. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.
Тема 9. Забота о ветеранах - наш священный долг (1 ч)
Какую помощь можно оказать ветеранам.
Выполнение программы патриотического воспитания – развивает у обучающихся высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.