ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГБОУ ШКОЛЫ №2088 на 2018-2019 учебный год 06.04.2019

Патриотизм и гражданственность - это наиболее значимые, непреходящие ценности, присущие всем сферам жизни общества и государства. Они являются важнейшим духовным достоянием личности, характеризуют высокий уровень её развития и проявляются в её активной деятельности на благо Отечества.

События последнего времени подтвердили, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Деятельности школьного музея в создании системы патриотического воспитания принадлежит важная роль. Она предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки и культуры еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

Особую роль в воспитании гражданина и патриота играют военно-исторические музеи. Изучение истории страны, города, войскового соединения - это средство воспитания молодежи в духе любви к Родине, к её героям, к её традициям и обычаям.

Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания школьников, содержит систематизированное изложение концептуальных основ патриотического воспитания, обновление его содержания в современных условиях, основных направлений в этой деятельности в этой деятельности органов государственной власти, органов исполнительной власти города, педагогического коллектива школы, общественных объединений.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Цели:

1. Формирование патриотического воспитания учащихся;

2. Вовлечение учащихся в общественную деятельность школы.

3.Всестороннее развитие способностей детей средствами музейной педагогики;

4.Музей является базой для проектно-творческой и поисково-исследовательской деятельности учащихся.

5. Пополнение музейных фондов.

Задачи:

1. Изучение истории боевого пути ветеранов разведки и подвига советского

народа в годы Великой Отечественной войны;

2. Организация встреч учащихся с ветеранами с целью формирования у них патриотизма и интереса к отечественной истории;

3. Содействие развитию коммуникативных навыков учащихся как со сверстниками, так и с людьми старшего поколения;

4. Расширение кругозора учащихся, воспитание познавательных интересов;

5. Овладение практическими навыками исследовательской деятельности.

Пояснительная записка

Цель деятельности: Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать повышению эффективности учебно-воспитательной работы.

Задачи:

· Способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами музейного дела и экскурсионной деятельности.

· Воспитание уважения к Подвигу советского народа, отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей – полководцев Великой Отечественной войны, рядовых солдат Победы, тружеников тыла.

· Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на конференциях, ведения дискуссий, поиска и обработки информации, проведения экскурсий, работы с музейными экспонатами.

· Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.

· Способствовать формированию и развитию умения сравнивать исторических деятелей, определять и объяснять собственное отношение к историческим личностям.

· Формировать умение объяснять мотивы, цели, результаты деятельности тех или иных лиц.

2.Практическая часть

Школьный музей - это не только музейные экспозиции, выставки, экскурсии, но и разнообразные формы работы: поиск и сбор материалов, встречи с ветеранами, запись воспоминаний, организация праздников, творческая и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, военно-спортивных, туристических и других массовых мероприятиях.

Музейные экспонаты, зал музея активно используется для проведения уроков, в работе кружков, факультативов, общешкольных и городских мероприятий.

Время неумолимо отдаляет от нас годы войны, всё меньше приходит к нам ветеранов, спасших мир от фашизма. Память - это не только свойство человеческого сознания, его способность сохранять следы минувшего, но и связующая нить между прошлым и будущим.

Методы военно-патриотического воспитания:

  • Проведение военно-исторических конференций, семинаров, викторин, встреч с боевыми офицерами и ветеранами войн;
  • Организация конкурсов стенных газет, кроссвордов, головоломок, плакатов, творческих работ (рефератов, докладов, рисунков)
  • Моделирование военной техники (знание технических данных и условий применения);
  • Создание с учащимися тематических плакатов, схем боевых действий, сравнительных таблиц;
  • Проведение тематических экскурсий и прогулок (выходов);
  • Организация литературно-музыкальных вечеров и спектаклей по военно-исторической тематике;
  • Создание альбомов памяти (великие битвы, история своей семьи, деятельность полководцев, героев);
  • Проведение военно-спортивных мероприятий, игр, походов

Формы и методы работы:

1. Лекции, беседы.

2. Практические занятия: посещение музеев города, прослушивание экскурсий, проводимых профессиональными экскурсоводами; проведение экскурсий в школьном музее; подготовка докладов, выступлений, презентаций; проведение анкетирования, опросов, обработка результатов, оформление отчетов;

3. Научно-исследовательская деятельность: работа в библиотеках, архиве, подбор материала, необходимого для проведения экскурсий, оформления экспозиций музея.

4. Работа в локальной сети «Интернет», с электронными пособиями, энциклопедиями, учебниками.

Одно из условий успешной организации и деятельно­сти школьного музея - преемственность в работе его ак­тива. Она обеспечивается тем, что в его состав включа­ются учащиеся различных возрастных групп. Ученики со­обща, совместно участвуют в выполнении различных за­даний по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, подго­товке и проведению экскурсий. После того как старшие ребята оканчивают школу, им на смену приходит их младшая смена - к этому вре­мени они уже имеют достаточную подготовку, обладают необходимой информацией, опытом.

Преемственность, естественно, должна пронизывать, затрагивать и среду различных связей и взаимодействий актива школьного музея с другими ученическими органи­зациями школы, учреждениями и организациями города.

Каждый учащийся, причастный к организации школь­ного музея, должен систематически расширять свои зна­ния по основам наук, связанным с профилем музея, углуб­ленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он не­посредственно работает в музее, овладевать навыками ис­следовательской и музейной работы. Такую подготовку активапедагог-консультант тщательно планирует совме­стно с учениками, советом музея.

Учеба музейного актива может проходить непосредст­венно в школе, во внешкольных учреждениях, а также при государственных музеях. В качестве руководителей выступают педагоги, сотрудники музеев и архивов, мест­ные краеведы.

В проведении занятий могут принимать участие учителя истории, старший вожатый, сотрудники городского музея. На занятиях заслушиваются сообщения уче­ников о выполнении поисковых заданий, проводится об­мен мнениями, организуются индивидуальные и груп­повые консультации. Занятия предполагают лекционную, экскурсионную, научно-поисковую форму деятельности учащихся и педагогов; занятия имеют практическую направленность – составление презентаций, проведение экскурсий в музее, подготовку и проведение виртуальной экскурсии по музею и улицам города.

Программа и организация занятий по­зволяет провести хорошую первоначальную подготовку юного музееведа «широкого профиля» и вместе с тем создать прочную основу для дальнейшей специализации различных групп музейного актива: экскурсоводов, хранителей фондов, оформителей .

Фондовая работа

№ п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

1

Работа с музейной документацией:

- оформление книги первичного учета;

- правильное оформление инвентарной книги

в течение года

2

Составление справочной картотеки музея

в течение года

3

Комплектование материалов, связанных с научно-исследовательской деятельностью школьников, творческие работы

в течение года

4

Работы по развитию экспозиции музея:

- оформление стендов

- выставки книг и творческих достижений учащихся

в течение года

5

Пополнение коллекций музея новыми экспонатами

в течение года

Организационно-методическая работа

№ п/п

Мероприятия

Сроки проведения

1

Организация работы Совета музея, организация референдума «Имя школы».

сентябрь

2

Организация работы творческой группы экскурсоводов музея.

Организация работы по уходу за памятниками и мемориалами;

сентябрь - май

3

Организация работы с Советом ветеранов, уточнение списка членов, обсуждение плана работы

сентябрь-октябрь

4

Утверждение и корректировка плана музея на год.

сентябрь

5

Обсуждение тем и подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею

сентябрь-октябрь

6

Подготовка к научно-исследовательской деятельности и разработка тем:

"Вклад моей семьи в летопись Великой Отечественной войны",

"Великая Отечественная война в произведениях искусства",

"История военной техники времен Великой Отечественной войны",

"Оборона Москвы",

"Награды Великой Отечественной войны",

"Учителя - участники Великой Отечественной войны",

Уроки в музее (6–9-е классы):

«Защитник Родины. Каким ему быть?».

«Что значит быть гражданином своей страны?»

Военно-спортивные игры:

«А ну-ка, парни!» (9–11-е классы);

«А ну-ка, мальчишки!» (7–8-е классы);

«Вперед, мальчишки!» (5–6-е классы)

Акция (1–11-е классы):

«Память» (семейный альбом);

«Подарок ветерану»;

Классные часы:

1–4-е классы:

• «Дети военной поры»;

• «Первая победа в Великой Отечественной войне»;

• «О подвигах, доблести, о славе»;

• «Поклонимся Великим тем годам».

5–8-е классы:

• «Помни имя свое!»;

• «Русский характер»;

• «Наш край в годы войны»;

• «Есть слово такое – выстоять!»;

• «Россия – наш дом».

9–11-е классы:

• «Они сражались за Родину!»;

• «Героические подвиги наших земляков»;

• «Он тогда не вернулся из боя»;

• «Полководцы Великой Отечественной войны»

в течение года

7

Организация по созданию клуба "Любителей истории" (с использованием компьютерной графики, презентаций, слайдов)

в течение года

8

Разработка плана мероприятий, посвященных Дням Воинской Славы:

9 мая - День Победы,

5 декабря - Битва под Москвой,

Круглый стол Совета музея - «Отчет по собранному материалу

«Имя школы».

Дни памяти блокадного Ленинграда,

2 февраля - Сталинградская битва,

день вывода советских войск из Афганистана,

23 февраля - день Защитника Отечества,

"Дети войны",

"Как это было".

Отчетная конференция «Имя школы»

май

декабрь

декабрь

январь

февраль

февраль

февраль

апрель

апрель

апрель

9

Организация работы музея по подготовке и участию в смотре-конкурсе школьных музеев

сентябрь - апрель

10

Организация работы по дополнению экспозиций музея

сентябрь - май

11

Организация и планирование работы с фондами музея,

переписка с ветеранами Великой Отечественной войны

сентябрь,

в течение года

12

Разработка плана мероприятий музея по организации экскурсий в школьный музей (для учащихся начальной и средней школы)

сентябрь

13

Планирование работы по укреплению материально-технической базы музея

сентябрь - май

14

Подведение итогов, награждение лучших учащихся школы, принявших активное участие в работе музея по военно-историческому направлению

май

15

Разработка и составление плана работы музея на следующий год

май

Работа с ветеранами

№ п/п

Мероприятия

Сроки выполнения

1

Организация встречи с ветеранами, посвященной "Дню знаний"

сентябрь

2

Уроки Мужества. Встречи с ветеранами, круглый стол посвященные Дням Воинской Славы:

- Битва под Москвой;

- День защитника Отечества;

- День Победы

декабрь

февраль

май

3

Организация праздничного стола и поздравления ветеранов

в течение года

4

Праздничный концерт, посвященный Дню Победы для ветеранов, организованный силами учащихся школы

май

5

Пополнение видеотеки музея новыми материалами, создание фильма о ветеранах и оформление фотоальбома

в течение года

6

Акция "Сделай посильное добро ветерану войны"

в течение года (итоги - май)

Экскурсионная работа

№ п/п

Мероприятие

Сроки выполнения

1

Обзорные и тематические экскурсии по музею:

"Наш музей «Ветераны разведки»,

"900 ужасных блокадных дней и ночей",

"Не отдали Москву",

"Как это было",

"Этот день мы приближали, как могли",

"С чего начинается Родина",

"Дети войны"

в течение года

2

Час общения специфика музея «Ветераны разведки». Коллекция. Стенд. Витрина (ознакомительная экскурсия)

ноябрь, март

3

Проведение конкурса детского рисунка на тему: "Дети рисуют войну"

апрель

4

Организация и проведение конкурса чтецов "Стихи о войне"

апрель, май

5

Проведение конкурса газет и плакатов, посвященного дням памяти блокадного Ленинграда

январь

6

Проведение конкурса военной инсценированной песни среди учащихся 1-11 классов, посвященных дню Защитника Отечества

февраль

Примерная программа занятий актива– 18 ч.

Тема 1. Вводное занятие. О чем будет рассказывать школьный музей. Его основные разделы – 1 ч.

Знакомство со школьным музеем «Ветераны разведки»: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др.

Тема 2. Свидетели истории (1 ч).

Газеты, журналы, книги - важные источники сведений о родном городе, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории»

Тема 3. Ваши помощники в поисковой работе (2 ч)

Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея : книги и брошюры, в которых рассказывается, о Великой Отечественной войне: фотографии, стенгазеты и боевые листки; воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей войны; вещественные памятники (символы, атрибуты и т. д.).

Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в поисковой работе: учителя, старшие вожатые, библиотекари, работники государственных музе­ев и архивов.

Тема 4. Как работать с газетами, журналами, книга­ми (2 ч)

Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

Тема 5. Как записывать воспоминания. (2ч.)

Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.

Тема 6. Учет и хранение собранных документов и ве­щей (2 ч)

Книга учета (инвентарная книга). Какие сведения не­обходимо в нее вносить. Как хранить собранные мате­риалы. Посещение архива.

Тема 7. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее (2 ч)

Оформление альбома, создание презентаций, му­зейной выставки (отбор и размещение собранных мате­риалов, составление пояснительных текстов и т. д.).

Тема 8. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию.(7 ч).

Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном и других музеях г. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.

Тема 9. Забота о ветеранах - наш священный долг (1 ч)

Какую помощь можно оказать ветеранам.

Выполнение программы патриотического воспитания – развивает у обучающихся высокую социальную активность, гражданскую ответственность, духовность, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

programma_patrioticheskogo_vospitaniya.docx