Участник проекта "Инженерный класс в московской школе"
Участник проекта "Кадетский класс в московской школе"
Участник проекта "Медицинский класс в московской школе"
Участник Городского проекта «Школа Новых Технологий»
Рейтинг вклада школ в качественное образование московских школьников по итогам 2017 / 2018 учебного года
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Юго-Восточный административный округ

Музей Боевой Славы 10-й Гвардейской Воронежско-Киевской штурмовой авиационной Дивизии

Наименованиешкольного музея по сертификату №469 (копия в папке) «Музей Боевой Славы 10-й Гвардейской Воронежско-Киевской штурмовой авиационной Дивизии ГБОУ СОШ №478 ЮВАО города Москвы, от 13 марта 2012 года» и ветеранов трудовой и боевой славы районов «Рязанский» и «Текстильщики», но по Уставу ГБОУ г. Москвы лицея №1367 от 15 октября 2013 г. № 204 р и по решению Департамента образования города Москвы (копия в папке) вступило в силу с 12 декабря 2013 года – Лицей №1367 – стал правопреемником ГБОУ СОШ №478.

Решение о создании Музея (в дальнейшем 10 ГШАД) было принято в феврале 1980 года, а Музей был открыт по приказу №7 от 03.03.1982 года, по школе №478 по адресу: 109125 г. Москва, ул. Саратовская, д. 16А(1 здание, 2 этаж), 1 экспозиция Музея до ремонта и после него, с 25.03.2002 г. 2 здание  2 экспозиция по адресу: ул. Саратовская, д. 14/1, в 2013 году ремонт, создание 3 экспозиции (ноябрь – декабрь 2013 года), январь – март 2014 года г. в Лицее №1367 по адресу: ул. Саратовская, д. 14/1.

Реквизиты Лицея и Музея на титульном листе папки – представления, копии документов об образовании Музея, там же сертификат (копия). Личные данные с фотографией Директора на титуле папки. Руководитель Музея – педагог-организатор Трегубов Михаил Павлович, учитель истории и общественных наук. Стаж педагога свыше 33 лет (фото на титуле слева в нижнем углу).

Характеристика  Музея:

  Музей Боевой Славы 10-ой  ГШАД – по специальности, названию и направлению – военно-исторический Музей ВОВ, где главный акцент связан с историей авиации и её деятельностью в 1941-1945 годах, деятельностью 10-ой ГШАД и её командира Витрука Андрея Никифоровича, который раскрылся как крупный военный руководитель, именно в битве под Москвой.

  Центральное место в экспозиции Музея – его название, как своеобразная криптограмма – символов, наград, названий, плакатов, гербов, фотографий, муляжей -  это отдельная экспозиция со справочным историческим материалом, отдельная экскурсия с наглядностью экспозиции и пеналом архивных документов и артефактов.

Примерная тематика задела музея:

1) Название Музея- Криптограмма Победы.

2) Выставка литературы: Энциклопедии, Словари, Справочники- Источники знаний о Великой

Победе.

3) Аудио, видео, телевизор, плеер- Наглядность Великой Победе.

4) Начало Великой Отечественной Войны. 1-ый стенд Московской Битвы.

5) Начало Московской Битвы - 1-ый стенд.

6) Военная Москва.

7) Герои - Московской Битвы в названиях Московских улиц.

8) Герои - военноначальники Московской битвы.

9) Герои Летчики Московской Битвы.

10) Московская Битва – Первая Стратегическая Победа СССР в ВОВ.(2-ой стенд)

11) Руководство СССР и Фашистской Германии накануне и в начале ВОВ.

12) Герои Московской Битвы – рядовые бойцы.

13) Московская Битва – Начало Великой Победы на Основе Традиций Побед Русского Оружия.

14) Экспозиция Символов – Вечная Память о ВОВ.

15) Памятники - Авиации в Москве и Подмосковье, где решалась Судьба Москвы в Небе.

16) Святой Георгий - Символ Москвы, как и Георгиевская Лента - Символы Великой Победы

(история).

17) Встреча Ветеранов в Музее, школе, лицее на Праздниках Победы.

18) Сталинградская Битва и её Герои. Авиация 291 ШАД А.Н.Витрука.

19) Подвиг народного ополчения ВОВ.

20)Партизанское движение ВОВ.

21) Подвиг Тыла для Победы в ВОВ.

22) Судьбы Ветеранов после ВОВ. Их Труд и Служба.

23) Курская Битва. 291 ШАД  и А.Н. Витрук в этой Битве.

24) ЮВАО и Патриотическое воспитание в Округе.

25) Аллея Героев - Полководцев и их вклад в Великую Победу.

26) Женщины СССР на Защите Отечества в ВОВ.

27) Наш Лицей и Районы Нашего Края - Символы, Гербы.

28) Ветераны на Парадах Победы 2000-ых годов как Память о Великой Победе.

29) Города Герои ВОВ и их Награды.

30) Копии - Самолётов. «Лего» - макеты детей о Войне.

31) Боевой путь 10-ой ГШАТ(3 стенда, 4 витрины).

32) Защитники Ленинграда и их Великий Подвиг (стенд).

33) Жизнь в СССР до ВОВ и после ВОВ.

34)Авиация Второй Мировой Войны. Характеристики самолетов.

35) Музею более 30-ти лет - его история, работа (альбомы, праздники, воспитание патриотов).

36) Военная техника - Оружия Победы. Его создатели - конструкторы.

37) Боевой путь Командира 10-ой ГШАД Витрука А.Н.

38) Награды СССР и их известные Герои, ордена, медали.

39) Подготовка к Защите Родины (ОСОАВИАХИМ, ГТО, ДОСАФ, РОСТО).

40) Мозг Армии - Генштаб и Полководцы ВОВ.

41) Знамя Победы - Великий Символ Победы в Мире.

42) Руководство РККА в период ВОВ и их роль в Великой Победе.

43) Создание Антигитлеровской Коалиции – Залог Победы в Мировом масштабе.

44) Освобождение Европы. Балканских Стран (Румыния, Болгария, Югославия), Венгрии, Австрии.

45) Испытание Огнем. Проверь себя в бою.

46) Великая Победа. Разгром Германии.

47) Символы Воинской Славы и Мастерства (Гвардия, Знаки различия и т.д. в Авиации).

48) Слава Русского Оружия – Дни Воинской Славы.

49) Работа Музея в Прошлом и Настоящем (фото - альбомы).

50) Сакральные Символы – Великой Победы (Иконы).

51) История Авиации в Мире.

52) Война глазами детей – выставка.

53) Государственные Символы России. Гимн, Герб, Флаг, Столица.

54) Разгром Японии и Окончание Второй Мировой Войны.

Главная цель музея: воспитание патриотов нашей Родины на примере подвига советскогонарода

в годы ВОВ и сохранения памяти о героях-ветеранах.

Вся работа Музея Боевой Славы 1-ой ГШАД в 2013-2014 учебном году будет связана с 72-ой

годовщиной победы под Москвой и 70-ой годовщиной победы в ВОВ по учебно-воспитательному

плану лицея, района, города, Управления образования.

Основные задачи, направления работы музея и перспективы его развития

1. Использование средств музейной педагогики в вопросах патриотического воспитания

подрастающего поколения;

2. Поиск новых документов, источников, личных вещей, книг, памятников и памятных мест.связанных с Боевой Славой 10-ой ГШАД и её боевого пути, сбор и поиск краеведческого материала по истории района «Рязанский», «Текстильщики», ЮВАО и города Москвы.

3. Научная обработка, анализ, компоновка и оформление экспозиции с новым материалом

и его систематизация.

4. Проведение экскурсий к боевым памятным датам по музеям, городу и Подмосковья.

5. Подготовка экскурсоводов, лекторов и фотокорреспондентов из числа учащихся лицея

через различные формы кружковой работы.

6. Активизация экскурсионной и поисковой работы музея.

7. Встречи и беседы учащихся лицея с ветеранами с просмотром видеофильмов.

8. Концепция развития музея предполагает создание краеведческой экспозиции: «Наш край

район «Рязанский» и «Текстильщики» в истории Москвы» и «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось...» или «Дорогая моя столица – золотая моя Москва», при этом сохраняя

экспозицию музея Боевой Славы с акцентом на подвиг А.Н.Витрука, как героя Московской битвы

(1941-1942 годы), тем более, что есть для этого площади и пространство для расширения экспозиции в этом здании лицея.

9. Количество письменных воспоминаний, хранящихся в музее очень большое. Они хранятся в папках за 80-е – 90-е годы 20 века, школьный музей вел огромную переписку с ветеранами 10-ой ГШАД, много фотоматериалов, карт-схем, многие документы и фотографии являются подлинниками и требуют обработки. Музей широко использует экспозицию в своей работе. Общее количество подлинных экспонатов  ~ 54 штуки и много других источников.

10. Фонды хранения расширяются за счет пополнения. Самые ценные экспонаты – наградные медали и подлинные ордена: два ордена «Отечественной войны», один орден «Славы», два

боевых значка «Гвардия», планшет летчика, карманный фонарь времён ВОВ, грамоты, открытки времён войны, карта Германского Генштаба.

11. Музей ведет определенную работу в разных формах учебно-воспитательного процесса:

проведение экскурсий по музею, Москве и Подмосковью ( фотографии в папке), беседы

с учащимися и их родителями о перспективах развития и помощи в поиске и сборе материалов для музея, учебные экскурсии для учителей. Классные часы и уроки мужества с приглашением ветеранов ВОВ, к памятным историческим датам страны. Подготовка и проведение гала- концертов для ветеранов и торжественных смотров-линеек. Координация и активизация работы музея с военно-патриотическим клубом лицея «Беркут».

12. Создание Совета музея Боевой Славы. В него вошли лица:

- Пашков А.А. – директор лицея;

- Агейкина О.А. – руководитель структурного подразделения по ВР;

- Трегубов М.П. – руководитель музея;

- Члены Совета Ветеранов района «Рязанский»;

- Члены Совета Ветеранов района «Текстильщики»;

- Сенихова Полина – ученица 11 «и» класса лицея;

- Колядина Наталья – ученица 10 «и» класса лицея.

13. Наладить сотрудничество с библиотекой №137 и библиотекой № 81 по проведению тематических, литературных и исторических встреч.

14. Оформлена книга-витрина о работе музея за последние годы и размещение информации

о работе музея на сайте лицея.

 

 

 

15. Организация обмена информацией с другими музеями по формам музейной работы.

16. Наладить работу в плане обмена информацией с архивами, библиотеками, музеями Москвы, России и других стран.

17. Создание текстов экскурсий по музею разных вариантов для подготовки экскурсоводов из числа учащихся лицея.

18. Подготовить план оформления новых экспозиций музея, опираясь на опыт работы других школьных музеев по «Московскому краеведению».

19. Широкое привлечение к работе музея учащихся, родителей, учителей, общественности и ветеранов ВОВ.

20. Координация работы музея с Управлением образования ЮВАО и Управами районов

«Рязанский» и «Текстильщики».

21. Организация и проведение праздничных мероприятий к 72-ой годовщине Победы

в Московской битве и к 70-ой годовщине Великой Победы.

22. Активизация поисковой работы: в экспедициях, в архивах, библиотеках, интернете, переписке.

23. Наиболее полно и широко в экспозиции музея и фондах представлены три номинации

смотра-конкурса: 6.1; 6.3; 6.7 :  1. «Великая Победа Великого народа» - подвиг А.Н. Витрука –

воина и полководца;  2. «Огненные версты войны» - Боевой путь 10-ой ГШАД и её командира

А.Н. Витрука.  Две номинации впервые представлены на основе личного дела А.Н. Витрука из экспозиции по данным архива ВОВ Министерства Обороны.  3. «Оружие Победы» представлена

на основе литературы из экспозиции музея.

24. Деятельность музея освещалась не раз в местной газете района «Текстильщики», в программе

передачи канала «Телеинформ» по ЮВАО к  65-ой годовщине Победы. Музей награжден грамотой

от Управления образования и НМЦ ЮВАО за третье место в окружном смотре-конкурсе музеев

к 65-летию Победы (копия в папке).

25. В перспективе развития музей Боевой Славы 10-ой ГШАД должен стать историко-патриотическим

краеведческим музеем или клубом районов «Рязанский» и «Текстильщики» по патриотическому воспитанию. Для этого есть все условия и возможности, а главное помощь администрации,

общественности, родителей, учителей, учащихся, ветеранов, руководства Управ районов «Рязанский» и «Текстильщики», других организаций и лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

04.12.15
подробнее
обновлено: 29 февраля 2016
25.02.16
подробнее
обновлено: 29 февраля 2016
17.12.15
С 4 по 11 декабря для воспитанников подготовительных групп дошкольных отделений Лицея были проведены занятия в Музеях Боевой Славы школьных отделений № 1,3.
подробнее
обновлено: 23 декабря 2015
11.10.15
11 октября 2015 года в музее-заповеднике «Бородинское поле» состоялся военно-исторический фестиваль «Москва за нами. 1941 год». Он был посвящен боям на Бородинском поле в октябре 1941 года, ставшим началом Битвы за Москву.
подробнее
обновлено: 23 октября 2015